Наличие индивидуальной программы реабилитации
Согласно опросу матерей, более половины из них не знают о. Системный подход к реабилитации ребенка-инвалида строится на принципах междисциплинарности, непрерывности и преемственности в организации единого реабилитационного пространства, иа сочетании медицинских и психосоциальных сторон восстановительного процесса. Серьезные психологические проблемы возникают у детей с инвалидностью. В 6-10 лет дети уже ощущают свою неполноценность и несостоятельность, оказавшись в чрезмерной зависимости от родителей и медицинских работников. Страдают и другие, здоровые дети из семьи. Имеются трудности в получении образования. Таким образом, инвалидность детей вследствие заболеваний ОМС остается острой медико-социальной проблемой, касающейся всех возрастных периодов детства, всех членов семьи ребенка-инвалида. Поэтому нефропротективиая стратегия должна проводиться начиная с антенатального периода при наличии врожденной и наследственной патологии почек. Приоритетным направлением в профилактике детской инвалидности остается дальнейшее развитие анте/перинаталыюй помощи; единая система разработки и внедрения образовательных программ для семьи и детей с ограниченными возможностями. Хроническая, почечная недостаточность у детей — главный критерий перевода ребенка на инвалидность. Развитие с-имптомокомплекса ХПН, особенно терминальной стадии, способствует превращению чисто медицинской патологии в сложную медико-социальную проблему. Анализ этиологической структуры ХПН и комплекса социальных вопросов по материалам детского областного нефрологического центра на базе Самарской областной клинической больницы имени М.И. Калинина за период 1992-2006 гг. в данной главе «Детской нефрологии» выбран в качестве примера патологии в крупном областном центре. Наблюдение осуществлялось за 42 детьми с ХПН в возрасте от 4 мес. и до 18 лет, При социологическом анализе, включающем элементы качества жизни, разработана анкета для детей и/или их родителей, в которой учитывались рекомендации ВОЗ, Анкетирование проведено у детей-инвалидов, находящихся на диализной терапии и/или их родителей. Физическое состояние ребенка оценивалось по антропометрическим показателям (масса тела, рост), учитывался диапазон физической активности ребенка, состояние эмоциональной сферы, уровень самостоятельности и социального функционирования (общественная жизнь)